Международная Северная Экспедиция "Лапландия 2018"
(International Northern Expedition "Lapland 2018")


Автор статьи: Васильева Карина
Редактор-корректор: Васильев Сергей.

Страны по
маршруту:
Россия – Финляндия – Швеция – Норвегия – Финляндия – Россия.

.

Участники: 3 экипажа

.

Dodge RAM 1500 (газ+бензин) Васильев Сергей, Васильева Карина, позывной «Кашалот»

.

Mitsubishi L200 (дизель) Чекардов Сергей, Антипова Ирина, позывной «Термит»

.

Toyota Hilux 8 (дизель) Савин Андрей, Савина Валерия, позывной «Сова»




Как это начиналось


Мы очень любим путешествовать, и каждый год стараемся придумать себе интересный маршрут. Раньше с нами всегда ездил сын, но перейдя в возраст тинэйджера, он решил быть самостоятельным и оставаться дома в одно лицо. Мы не стали возражать, дабы он всегда мог сказать, что готов ехать с нами на приключения по своему желанию. Так, у нас в составе экипажа оказались мы и наша собака. Обычно мы путешествовали по России, но в этом году задумались о том, что можно посетить и другие страны. Наш выбор пал на Скандинавию, т.к. мы очень любим Север. Его нельзя сравнить ни с какой другой стороной света. Юг – это очень красиво и тепло, а Север суров и величественен. Всю зиму мы разрабатывали и обсуждали маршрут, выясняли, какие достопримечательности рукотворные и природные можно посмотреть в той или иной стране и набросали примерно, что можно было бы посмотреть. Маршрут получился следующий - въезжаем в Финляндию, едем по центральной части страны на северо-запад. Смотрим достопримечательности, доезжаем до парома в Швецию, едем по центральной части этой страны на запад. Пересекаем границу с Норвегией, уходим на юг, катаемся там, а потом, повернув на север, проезжаем через всю страну и попадаем обратно в Россию на уровне Мурманска. Заезжаем на Рыбачий, потом едем на перевал Геологов и домой. Маршрут получился примерно 8700км. Много! Времени запланировали - три недели. Мало! Но на семейном совете решили, что это пробная, обзорная, поездка и посмотрим то, что успеем и захотим посмотреть, рваться не будем, т.к. не реально все посетить за такое короткое время.

В такую дальнюю дорогу, да в неизведанные страны, в одну машину было ехать страшновато, поэтому мы о своих планах рассказали друзьям и знакомым с предложением присоединиться к нам. Всем очень понравилось предложение, но по тем или иным причинам, ребята с которыми мы катались на дальние расстояния и проверенные северами не смогли составить нам компанию. А знакомая молодежь с радостью согласилась. В сухом остатке, нас получилось три экипажа, по два человека, все на пикапах, один из которых «гражданский».

Собрали все документы (визы и т.д.), подготовили машины и экипировку, выезд назначили на 09.07 на 6 часов утра от «Макдональдса» в Мытищах. Перед основной поездкой совершили пробный выезд на выходные на красивую речку в Тверской области, чтобы все могли протестировать свою экипировку, познакомиться поближе и просто попредвкушать предстоящую поездку. Пришли к выводу, что на будущее очень полезно организовывать подобный пробный забег, заодно заготовили и упаковали дрова для мобильной бани, которую тоже берем с собой. Непосредственно перед стартом, поняли, что собаку брать нельзя, т.к. она тяжело больна и решено ее пожалеть и оставить дома. Ей было очень печально нас провожать, т.к. на протяжении многих лет она прошла с нами сотни и тысячи километров, зачастую, очень непростых дорог. Наш верный охранник остался дома с сыном и с котами.


День 1-ый. 09.07.18.


Выехали в 5-40, на газовой заправке все спят, поэтому заправили только полный бак бензина. Подрулили к месту встречи, все собрались вовремя, и в 6-20 дружной компашкой порулили в приключение.

Накрапывает дождь, значит, дорога будет удачной. Настроение боевое. На улице +13. Доехав до Солнечногорска, научились ехать в колонне, отвечать по рации. Едем, как большие. На Ленинградке обнаруживаем вновь построенный большой платный участок в объезд всех деревушек и городов, типа Торжка и Вышнего Волочка. Это очень обрадовало, едем на круизе, монотонно, ровно и засыпательно… По дороге обсуждаем, как проходить таможню. На платной дороге газа нет, заправки с бензином только по карточке. До Питера долетели в 16-10 и по КАДу доезжаем до платной дороги «Скандинавия». Заправок нет, газ кончается, дизель то же на исходе… Дотягиваем до заправок. За газом пришлось развернуться в сторону Питера, заправка только на встречной стороне дороги. Ребята нас ждали. Все притомились, первый перегон - самый длинный из будущих пробегов. На первый день впечатлений хватило.

После заправки решили искать стоянку. По карте прикинули, где можно съехать к воде, порыскали по лесу и встали на реке Вуокса в 15 км от перехода границы в Светогорске. Это уже погранзона, с погранцами познакомились. Они проверили паспорта и пропустили нашу колонну.

Место нашли шикарное - река, поле, тишина…

Первая установка лагеря, первый походный ужин, все было не очень быстро и ловко. Но это только начало, со временем, нам кажется, все будет происходить быстрее и ловчее.

Ночью прошел дождик, к утру, он прекратился. Подъем назначили на восемь утра.


День второй. 10.07.


Утро. Я проснулась по привычке в 4.10, лагерь спит, не хочу будить народ шуршанием, пришлось терпеливо полежать до 6 часов. Тишина и красота. Что ждет нас в скором будущем? Завтрак размеренный, спокойные сборы и в 9.55 выезжаем в сторону границы.

Проехали печальное зрелище Светогорска, все серое и неряшливое… К границе подъехали в 10.30, впереди примерно 15 машин, буквально через несколько минут за нами организовался длинный хвост! Вовремя приехали. Все в ожидании и волнении.

Российскую границу прошли без проблем, похихикали с таможенниками, видимо на нервной почве, заскочили в дьюти фри, накупили мелочевки для сувениров. В 11.55 подошли к финской таможне. Почти час нас проверяли, на ломано англо-русско-финском объясняли, что везем с собой. Очень боялись за тушенку, рыбу, овощи, но все аккуратненько прибрали в ящики по кунгу, а он получился заваленным по самую крышу. Палатки, баня, тенты, биотуалет и т.д. Мы шли первыми, вроде, как, пронесло… Но тут увидели оживление у одной из наших машин. Пограничник нашел резиновую дубинку и тут все и началось! Почти арестовали, увели пилота со всеми документами и начали разбирательство. У них все очень строго!

Сидим в зоне таможни, ждем допроса, в 15.00 должен приехать следователь. Мы отдыхаем, перекусываем, пытаемся подбодрить нашего члена экспедиции.

Мы теперь знаем, что категорически нельзя провозить любое оружие без соответствующих разрешающих документов, даже зажигалки в форме пистолета! Маленькие ножики то же должны перевозиться в багажном отделении, в салоне автомобиля категорически нельзя! У меня были ножики и в разгрузке, и в бардачке машины, пришлось прятать.

Сидим в ожидании принятия решения о том, чтобы нас отпустили. Время обеда. Вытащили походные кухни, готовим быстрый обед, расположились на таможне с комфортом, хоть палатки разбирай.

Смеемся, что таможенникам еще придется от нас избавляться, т.к. мы захотим тут заночевать.

В 15.30 нас отпустили, и мы продолжили наш путь, хоть и с небольшой заминкой. Настроение нам не могло испортить никакое недоразумение. Едем в крепость, в город Лаперанта.

По дороге попались огромнейшие ветряки!

Их множество. Интересная конструкция, необычно. Дороги прекрасные, ровные, идеальные! Температура приятная, +19°С. По дороге повисает навигация, ищем парк с музеями. Нашли в 17.15, но все экспозиции закрыты, поздно. Погуляли по парку, полюбовались на яхты и песочную крепость.

Быстренько осматриваемся, делаем фотки и едем искать место ночевки.

Сравнивая наши дороги и дороги Финляндии, отметили для себя, что грунтовые дороги, которые уходят от основной трассы, выполнены удивительно качественно, они ровные, идеально отсыпаны гранитной крошкой и укатаны, на обочине стоят бачки с песком для зимы на случай гололеда. Мы проложили маршрут так, чтобы он проходил не по туристическим дорогам, а по внутренним. Грунтовые дорожки ведут в лес, где по карте видны домики. Отметили, что для удобства, почтовые ящики вынесены на обочину на повороте на грунтовку. Почтальону не обязательно сворачивать и ехать вглубь леса, особенно зимой. Очень продуманно.

До Лахти осталось 25 км, приняли решение кемпинг не искать, а остановиться дикарями, по дороге хотели найти газовую заправку, но с ним тут оказалось туго. По карте посмотрели тропинки, которые идут к воде и порулили по одной из грунтовок. Дорожка узюсенькая, но ровная и гладко отсыпанная. Проехав несколько свороток, углубились в лес и выехали к лесному озеру. Вот тут нас ждал сюрприз. На берегу маленькая парковочка, на ней белоснежный мерседес бизнес класса, маленький трактореныш, в горе низенькая дверь, видимо в погреб, впереди небольшой домик, а на берегу прекрасного озера на пне сидит испуганный дедок финн с квадратными глазами, при виде нашего кашалота, выруливающего на его паркинг. А за нами медленно выползали еще две большущие машины. Мы радостно вывалились из своего монстра и окружили дедка, пытаясь его убедить, что мы русские туристы и не хотим захватить его земли. Ни по-русски, ни по-английски он нас не понял, а по-фински мы смогли только поздороваться. Напуганный хозяин позвал свою бабульку, припылила веселая тетечка, затрещала по-английски, кое-как объяснившись, сказав, что мы хотим найти стоянку на одну ночь, еле-еле развернули технику и поехали обратно в гущу леса. Перед отъездом вручили аборигенам наклейки друзей нашей экспедиции.

Пока ехали в сторону озера, примечали места, где можно было бы встать, вот на одно из таких мест мы и поехали.

Очень быстро разбили лагерь. Моментально закипел ужин, палатки стоят, время около 21.00.

Наслаждаемся отдыхом после нервно-трепательного первого дня пребывания за границей. Уже можем вспоминать со смехом о том, что случилось при переходе границы. Лес - сосняк, с мягким мхом и черничником. Тут же нарисовались любопытные финны, делая вид, что собирают ягоды, рассматривали наш лагерь. Мы всем терпеливо объясняли, что мы «руссо туристо, облико морале», просто тут решили переночевать.

Спать легли после полуночи, белые ночи!


День третий. 11.07.


Доброе утро, Финляндия, страна озер. Все пропало, проспала! Вскочила в 6.45! Лагерь безмятежно дрыхнет. Прекрасное время тишины и покоя. Лес, птички, черный ароматный свежесваренный кофе, овсянка и дружное похрапывание из палаток. Через несколько минут все преобразится. Быстрые сборы и в дорогу.

Вечером установка лагеря заняла полчаса, уже достаточно быстро. Сколько уйдет на сборы? Это вопрос времени, скоро каждый член экспедиции будет знать, что и в какой последовательности делать, куда что складывать и как убирать, а главное – что где лежит! Это у меня, обычно, больной вопрос.

На улице очень тепло, очень! Не жарко, просто приятно.

Пока все спят, пытаюсь каким-то образом оптимизировать ящики, в котором лежат технические мелочи, не получается…Видимо, еще не совсем уставшая от поисков нужного «где-то там…». Когда собирала дома ящики, то знала: что, где, при этом все было самое нужное.

10.25. Лагерь собран, побудка была в 8.20, спокойно позавтракали и без спешки собрались.

Сегодня по плану Лахти, заправка газом, осмотр достопримечательностей. За бортом +21°С.

В навигации посмотрели, что около супермаркета в Лахти есть газовая заправка. Почему мы так заинтересованы в газе? Наша машинка кушает примерно 25 л на 100 км и, не важно, газ это или бензин. А цена на топливо здесь, вызвало у нас легкий шок, хоть мы морально и были готовы к подобным ценам. Но увидев дизель по 1.46 евро, а 95 бензин по 1.75 евро, это вызвало ужас! У ребят машинки кушают примерно по 7 и 10 л на сотню соответственно, и то жаба начала душить. Поэтому ищем газ!

Нашли мы этот супермаркет.

Бросилась в глаза разметка на парковке для машин с мамашками и детками. У нас же есть только для инвалидов.

Газовая заправка есть, но обозначение - «Метан». А у нас - пропан. Покрутились, что же делать? Подрулила машиненка с финном, на ломанном английском удалось узнать, что в стране нет пропана! Вообще! Есть так называемый «биогаз» (метан) и все, больше ничего другого. Не наш вариант. Обломс…

Для выброса мусора увидели отдельные контейнеры. Еще дома задумались, где же нам в Европе можно будет выбрасывать мусор после стоянок. Вот, оказывается здесь как – раздельно. Подумали и выбросили в самый большой.

Едем в сторону Хямеэлина, кругом цветущие гречишные поля, фермы, все аккуратненько.

По дороге кончается российский газ, переключаемся на бензин, следующая известная нам заправка в Швеции, а туда еще путь не близкий.

Приехали в замок Хаме. Посмотрели, не очень впечатлились, билет во внутрь стоит 10 евро на человека, а для осмотра – лишь небольшая площадь, решили пофотографировать, не заходя вовнутрь. Простенько.

Едем в сторону Тампере. Время уже 15.20, а нам ехать и ехать. Город пролетаем насквозь, нет времени заглянуть в музей, нам надо как можно ближе приехать к Ваасе, оттуда идет паром в Швецию.

По дороге увидели смотровую площадку.

Время к вечеру. Решили в начале пути, что лагерем на ночевку надо вставать примерно после 19.00, все уже достаточно уставшие, особенно пилоты. Надо следить за знаками, соблюдать скоростной режим. Штрафы тут огромные! Ограничение: в городе 40-50, на трассе - 80. Пока устанавливается лагерь, то да се, время спать. Подъем наметили на 8.00, не позже!

На карте увидели значок паркинга и зарулили туда. Место сначала восторга не вызвало, но спустившись по козьей тропочке к речке, обнаружили прекрасную стоянку. Время уже почти 20.00. За день проехали всего 350 км. Решили ночевать тут.

Лагерь разбили быстро, реально – быстро! Поставили душ. Очень тепло, почти жарко, вода в реке теплая, все поели, помылись, все счастливы!

Проехав через центр Финляндии, возник вопрос: «А озера то где??? Ау, страна озер?» Пейзаж очень простой, спокойный… Дороги, конечно, крутые! Машинка шуршит по асфальту, а не гремит всеми внутренностями. Лежачих полицейских нет и в помине. По дороге встречается огромное количество кемперов и домов на колесах. Теперь понятно, почему на них тут катаются – они везде могут проехать! Еще в глубинке мы увидели, что по селам идут дороги дублеры. Можно не выезжать на трассу, а проехать внутри поселений и между ними. По трассе идет только транзитный транспорт.

С местными общаемся на смеси языков и язык жестов никто не отменял. Все понимают друг друга, барьера языкового нет. Финны очень любопытны, а может это и бдительность. Везде, где останавливаемся, подходят люди, рассматривают нас и расспрашивают. В 19.00 на дорогах никого, все по домам разъехались, тишина на трассе. Странно для нас.


День четвертый. 12.07.


Вскочила в 5.55. По плану сегодня паром. Как ритуал – кофе на берегу водоема, пока лагерь спит.

Выезд наметили сегодня на 9 часов, т.к. паром есть в 12, посмотрели расписание, надо успеть. Лагерь собрали моментально, к запланированному времени все готово, выезжаем.

Приехали к переправе, народу никого, машин нет, заподозрили неладное… Пошли узнавать, оказалось, что в четверг паром не идет, только завтра! Забронировали билеты, нас попросили приехать пораньше. С кассиром, как всегда говорили на смеси языков и жестов, но поняли друг друга. Очень порадовали туалеты: есть в каждой кабинке своя раковина, душик, полотенца, зеркало и т.д. Паром уходит в 8.00, а приехать надо к 7 часам. Расстроились, потерян день времени. Но ничего не поделать. Вокруг Ботнического залива ехать далеко (1200 км), а на таком топливе и дорого. Приняли решение погулять по Ваасе и вернуться на 30 км назад, на стоянку, на которой ночевали. Место больно удобное.

Тихий, уютный городок Вааса. Народу совсем немного. Никто никуда не бежит. Машин то же мало.

Заправились за городом и поехали обратно к месту стоянки. Получился день отдыха от дороги. Снова лагерь и красивая река.

С ребятами разделились, они захотели супермаркет, а мы решили отдохнуть на природе. Пока ставили лагерь, на горизонте показалась грозная туча, как только натянули тент, закрапал дождь, который перешел в проливной. Сидеть под крышей и пить чай, одно удовольствие.


День пятый. 13.07.


Подъем вчера назначили на 6.00,но я вскочила в 4 часа. Всю ночь лил дождь, гроза, было очень страшно. Практически не спала, тряслась, поэтому встать было тяжко. Но все бодренько собрались, в 5.40 все готовы. Поехали.

К парому-таможне приехали вовремя. Стоит очередь на 10 полосах, все машины регулировщик разделяет по своему усмотрению. Кемперы стоят отдельно, их целая толпа.

Обратили внимание, что в автодомах едут в основном, пожилые пары, очень приятно смотреть на них! Все доброжелательны и улыбаются друг другу. Встречаем ребят из Питера, они тоже едут в Норвегию, но в ее южную часть. Едут не первый раз и говорят нам, что мы останемся в восторге от того, что увидим. Посмотрим…

Отдаем за паром 141 евро. Это два человека и машина. Плыть четыре часа. Никакой таможни, никакого досмотра, а мы едем в другую страну.

И вот мы на пароме. Нам все интересно. Наши машины загнали на 5 ярус, грузовых отсеков пять и 4 сверху пассажирских. Огромный паром.

Медленно проплываем мимо моря островков, скорость 25 км/час, по навигатору. Посидев на открытой верхней палубе, спускаемся в конференц-зал, пьем кофе и наслаждаемся видом из иллюминатора.

12.00 мы приплыли в Швецию, выкатившись на берег, попадаем в другую страну, навигация потерялась в трюме парома… Пришлось постоять, дать ей время на размышление. Едем по Maps me. Удобная навигация off-line. Дома загрузили все нужные карты и точки маршрута с достопримечательностями. Она показывает даже пешеходные тропинки в лесу. Проверено.

Следующей точкой нашего маршрута идет природный парк Скулескогенс. Карта нас привела точно на стоянку. К этому парку, с разных сторон, можно подъехать на разные стоянки и пройти разными маршрутами. Ставим машины. Парк бесплатный, прекрасно оборудован. Взяли брошюрки на английском и пошли по одному из маршрутов. Они делятся на простые и сложные, выбираем средний. Все промаркированы точками с синей краской на деревьях и камнях. Парк огромный! Очень красивый и интересный.

Гора очень похожа на нашу Воттоваару, что в Карелии.  Очень похожа, но никакой мистики. Гряда и деревья – братья близнецы карельской горы.

На память забрала камень. Дома их целая коллекция со всех мест, где мы побывали.

Спустившись после прогулки к машинам, устроили походный обед. Теперь это действо происходит быстро и слаженно.

Увидела северную ягоду – морошку!

Поехали дальше. Газа нет давно, путь держим на Сундсваль. Судя по карте там есть LPG-станция, это - газовая заправка. До города 130 км. Любуемся на окрестности. Пейзаж за окном существенно отличается от финского и радует глаз своим разнообразием.

На подъезде к городу ребята захотели в магазин, но мы не заметили знаков и выскочили на объездную платную дорогу. Ее обозначение очень смешное – рука с монетками. Пришлось ехать сначала за город на заправку, но она оказалась закрыта. Время-то уже - 17.10. Вечер. Работает с 8.00. Приняли решение искать стоянку, утром заправиться и ехать дальше. После танцев с бубнами, стоянку нашли. Ребята улетели в город в супермаркет. А мы остались ставить лагерь.

Это заброшенная промзона на губе Ботнического залива. Старая бетонная пристань. Вода теплая, чистая, недалеко рыбаки, но мы им не мешаем. От Финляндии проехали 380 км.

Проехав это небольшое расстояние по стране, пришли к выводу, что Швеция очень колоритна. Красивая природа, прекрасные озера, горы, болота, затяжные подъемы и спуски. А какие мосты и виды с них! На мгновение, мы решили, что попали на наш Кавказ и вскоре за поворотом покажется море. Очень интересная дорога.


День шестой. 14.07.


Вчера было принято решение поспать подольше и отдохнуть от дороги. Дорога хороша для штурмана, а для пилота тяжеловата.

Вскочила в 7.00, тепло и солнечно. Швеция нас определенно, радует. План на сегодня такой: едем на заправки и заправляем все машины всем топливом под горловину, цена горючки примерно, как в Финляндии, а дальше едем по направлению Тронхейма, это уже Норвегия. До него примерно 700 км. Как устанем, встанем на ночевку. Надо постараться добраться до Норвегии, т.к. от запланированного графика отстаем на сутки из-за парома.

К 10.05 собрали, не спеша, лагерь и поехали за газом. Заправка уже работает. Нас встретил заправщик с пареньком, лет 16. По-английски говорят мало-мало, как и мы. Но опять-таки, все поняли друг друга, мы рассказали куда едем, откуда.

Удивились обрезанной из седана в пикап «вольве», хэнд-мэйд, на ней ездит паренек, без всяких проблем со стороны полиции и ни каких изменений в ПТС вносить не надо. Эх!

От дома проехали 2000 км, до Тронхейма 410 км.

По дороге проезжаем по Эстерсунду. Решили погулять и отдохнуть немного.

Из города выехали в 15 часов, до границы с Норвегией 160 км, на улице +26°С.

Продолжаем движение в сторону границы, любуемся дорогой. До границы 50 км, высота 520 м над уровнем моря.

Последняя заправка в Швеции, заправляем полные баки. В Норвегии самое дорогое топливо.

Приближаемся к границе, небо темнеет, становится ощутимо холоднее.

Время 18.00, до границы 30 км, у нас в машине крестовина переднего кардана звенит все больше, подъемы все круче и чаще. Принимаем решение ее демонтировать, если так будет продолжаться. Вот и граница.

Чисто условная. Две полосы с перетяжками зеленого и красного цвета, вдалеке домик, видимо таможня, никого нет, пролетаем в рамках разрешенной скорости.

Проезжаем красивые озера и потрясающие реки! Домики необычные, вычурных нет, все очень просто, но с большими открытыми верандами вдоль двух стен дома, видимо, для защиты от холода, что идет от земли. На верандах стоят качели, столы и кресла, бассейны…

Останавливаемся на осмотр-разбор машины. Небольшая парковочка, машин нет никаких, красивый берег реки. Ребята отдыхают, а мы демонтируем передний кардан. 20 минут и готово. Ребята в шоке. А нам и так хорошо. Меньше топлива будет кушать, это плюс. Ищем позитив.

Да, на этой мелкой парковке есть шикарный туалет со всем необходимым, идеально чистый. Бред, по-нашему, но очень радует!

Мчим дальше. На улице уже +15°С. Хочется одеться. Солнышка не видно. Суровый край. Начинают попадаться тоннели. Проезжаем тоннель длиной 4 км! Впечатляет, внутри есть съезды для отдыха.

План по км мы выполнили и перевыполнили. Доехали до Тронхейма, нашли заправку. Заправщиков и кассира нет, самообслуживание по банковской карте. А заправочный аппарат работает на Windows, и она глюкнула, показала синий экран и не было нам счастья. Покрутились, как лиса вокруг кувшина и поехали дальше. Времени уже много, пора искать стоянку. Вокруг города идет активное строительство дорог и развязок, через какое-то время, тут будет очень классный проезд, а сейчас огромная стройка.

Нашли стоянку за городом в 15 км, проехав вдоль частных полей, попали на чудесную речку. Тут и остановились. Времени 22.10, солнце еще высоко.

Лагерь быстро раскинут, ужин на столе. Все уже знают, где и что лежит, в дорогу вкатились и навык наработался, все делаем на автомате.

За приезд в Норвегию, выпили бутылку российского вина, пока потрепались – полночь. Светло, как днем, ребята стали намывать свои машинки, а у нас с кашалота последняя российская грязь сама отвалилась. Разбредаемся спать.

Когда приехали, спустились к реке, размеренно несет она свои воды, меленькая речушка, длинный плес… После полуночи удивленный возглас: «А почему вода течет в другую сторону? Как так?» А это начался прилив. Мы уже рядом с океаном и это был не плес, а длинный отлив! Во время прилива вода достигает травы, где мы сидим и река становится очень глубокой!


День седьмой. 15.07.


Утро, 5.55, поют птички, куда-то пропылила местная машинка вдоль поля. Подошла к реке, а там отлив, все камни косы открылись. Получается, что в полночь – максимальный прилив. В реке прыгает огромная рыба, почти акула. Тишина.

Мы уже неделю в пути. Все домашние дела и заботы где-то далеко- далеко, Россия тоже в дали. Не верится, что мы добрались сюда, в Норвегию, о чем мечтали холодной зимой за чашкой чая. Достаточно теплое утро. Вчера было значительно холоднее или это просто показалось после жаркой Швеции, там мы просто жарились…

На сегодня наметили маршрут, но из него исключили подъем на язык тролля. По времени не укладываемся, а на этот подъем надо было заложить целый день, если бы не паром, то можно было бы сходить. Место очень интересное. Впереди путь через всю Норвегию с юга на север, а до южной запланированной точки мы еще не доехали.

Баню решили поставить сегодня вечером, соответственно лучше бы стоянку найти у воды. Да, по поводу пресной воды. Стали набирать ее из горных рек и водопадов, как и местные. Очень вкусная вода, на будущее решили, что столько питьевой воды из России везти не стоит, брать с собой только на первое время.

На сегодня в планах фьорды, водопады и дорога троллей.

9.10, лагерь собран, все уселись по матрешкам, едем смотреть красивости. 920 м над уровнем моря. Уже появляются снежные шапки.

Остановились на удивительном водопаде около трассы.

Вода очень вкусная и кристально чистая, бурным потоком спускается с высоченных гор.

На другой стороне дороги проложен пеший маршрут к еще одному водопаду. У нас уже сложилось мнение, что это страна водопадов!

Страна просто удивительная. Захватывает дух от увиденной красоты, а ведь мы едем только второй день. Решили, что сюда надо обязательно еще вернуться! Поднимаемся по серпантину выше в горы. Уже 1000 м над уровнем моря. Дорога спрофилирована так, что создается впечатление, будто мы спускаемся, а река, которая несется рядом с дорогой, поднимается в горы против всех законов физики. Смешно… Только работа двигателя выдает, как тяжело машинке карабкаться на затяжном подъеме.

И опять куча кемперов. Большие и маленькие, они поднимаются в горы и спускаются с крутых склонов. В наиболее красивых местах оборудованы кемпинги.

Попадаем в ледники и снег. Природа меняется удивительно быстро. Вот уже очень холодно, но потрясающе красиво.

Заехав на территорию страны, стали встречать дома, крыши которых покрыты землей с растительностью. Выглядит очень интересно. Видимо это местный колорит. Как же зелено это смотрится после холодной снежной зимы. А сейчас это зелень или цветущий иван-чай.

На перевале пофотографировали и поехали дальше.

В машине с кондиционером тепло, особенно в пледе. Виды вокруг просто фантастические. Дух захватывает от красоты, бурные реки, огромные водопады, падающие практически с каждой вершины. В одном месте насчитали аж 6 рукавов! Не верится, что мы это видим своими глазами. На фото не передать реальную картинку, кажется, что это проносятся кадры из фильма.

Приближаемся к Герангерфьорду. Заезжаем к нему с юга, спускаемся по жуткому серпантину вниз (колодки горят), к воде, проезжаем местный городок и порт и забираемся все выше и выше на смотровую площадку. Бросили машины и пошли любоваться на вид, на который облизывались зимой, рассматривая фото в интернете.

Налюбовавшись красотой, полезли дальше по серпантину вверх, нам надо попасть на дорогу троллей. Спускаемся к очередному фьорду и подъезжаем к парому, встаем в очередь, машин много, но паром идет часто. До отправления 15 минут, заезжаем на паром, сидим в машинах. Паром плывет 20 минут.

Клюв парома открыт, и мы на другом берегу. Едем дальше. Времени уже много, решили искать стоянку. Видим чудную тропинку к речке после получаса поисков.

Место великолепное. Горная бурная река, водопад несется с вершины. Березовая рощица. Оглядываемся, горы со всех сторон и водопады то же, видны снежные пики, сказка!

Быстрыми, точными движениями ставим лагерь и собираем баню. Дрова и камни для печки с собой.

Ужин готов, баня за 30 минут нагревается до 95 градусов, все сыты и довольны.

Очень жалко, что все красоты идем ходом, нет времени задержаться и походить, посмотреть, полюбоваться. Нужно ехать в отпуск только в одну эту страну с тем, чтобы насладиться красотой! Себя утешаем тем, что это обзорная поездка, пробный шар. Теперь мы знаем, что можно увидеть, что надо обязательно посмотреть и на что обратить внимание.

Наговорившись и обменявшись восторгами, ложимся спать уже завтра. Время 01.30.


День восьмой. 16.07.


Время 7.00, вылезаю из палатки, шум воды, горные склоны, освещенные солнцем. Все дрыхнут. Машины ночью по дороге почти не ездят, да и утром, пока не видно. Варю кофе и выхожу со стулом к реке. Горы завораживают. Любуюсь водопадом. Высоко высоко с горы несется поток воды и это так классно смотрится снизу. Как же могуче он смотрится, если находиться рядом с ним? Сногсшибательная природа. А от воды, как ни странно, совсем не холодно. Солнце все больше освещает склоны, но при этом, снег там не тает… Странно видеть буйную зелень, теплый воздух, ослепительное солнце и снег!

Вчера прикинули и получилось, чтобы быть в графике, нам надо в день проходить примерно 400 км. Для привычных нам дорог – это совсем немного, а вот для Норвежских - очень напряжённо. От дороги нельзя отвлекаться, крутые спуски-подъемы, серпантины с поворотом на 180°. Тяжело. Сидеть рядом и любоваться и то тяжело, а что говорить о водителях!

10.10. лагерь собрали, едем в сторону Тронхейма, т.е. теперь будем двигаться строго на Север. Это, получается, через всю страну.

Добрались до дороги троллей. Сказать, что это безумная дорога – ничего не сказать. А ведь мы ее идем сверху вниз! Колодки горят, нервы на пределе, а как тут едут кемперы – вообще не ясно. Местные говорят, что автопоезда длиннее 12 м на дорогу не пускают, с октября по апрель она вообще закрыта для транспорта. Время 15.40, за бортом 33°С.

После спуска, для передыха, остановились в сувенирной лавке. Интересное колоритное место. Сделали фотки.

Проскочили Тронхейм, на заправке газа опять нет, едем по направлению Мо-И-Рана. Норму по километражу прошли, надо искать ночевку. Один из экипажей сказал в рацию, что увидел в навигации симпатичную точку, идем на нее. Свернули на чудную срезочку, проехав через поля к огромному озеру, вдоль которого ехали последние 10 минут, попали на тропинку с воротами. Уперлись. Все, приехали, вернее не приехали. Развернулись в загоне для скота и поехали обратно на трассу.

Выбрались на дорогу, следующий экипаж провозгласил сакраментальную фразу: я знаю чудную срезочку… И умчался вдаль, мы потихонечку поплыли за ними. Ждать решили разведку на асфальте, уже силы на исходе, лучше в рацию послушаем, что скажут. Но оказалось, что там на точке болотце, сырость и для наших машин очень узко.

Время уже 21.30. В поисках промчали уже 100 км от Тронхейма. Решили ехать на интуиции, проехали 300 м и на противоположной обочине увидели съездочку, зарулили на нее, проехали чуть в гору, а там чудесная сухая поляна с очень теплым воздухом! Запрятано в лесу и заасфальтированно. Видимо это была сделана площадка для строителей дороги. Расположились на ней с комфортом и удобством, только, правда, без воды. Но это абсолютно не критично, т.к. с собой у нас всегда на всякий случай есть стратегический запас воды.

Поставили машины. Все выпали из матрешек. Опять и устали! Дорога после Тронхейма гораздо проще по меркам только что пройденных дорог. Ровная, почти прямая, горы где-то далеко. Но увидели очень много фьордов и длиннющих тоннелей.

Лагерь ставим очень вальяжно, в замедленном темпе, но тем не менее он собрался почти мгновенно. Вот что значит навык! Без напряга готов ужин, сидим в креслах и наслаждаемся отдыхом. В 23.00 уползаем спать, ребята остаются трепаться.


День девятый. 17.07.


Проснулась в 5.10, решила пять минут полежать, глаза открылись в 7.00, выскакиваю из палатки, а я уже не первая. Уже работает ноутбук, шуршит интернет, все по-взрослому.

На сегодня план – едем до Феуске, время старта 9.25.

Проехали 250 км и остановились на берегу красивого озера. Решили передохнуть. Ребята попрыгали искупаться. Стоит несколько машин с палатками, есть голландские номера. Вода теплая, относительно… Перекусили, отдыхали полтора часа. Такой передых нужен, иначе дорога будет не в радость. С озера стартанули в 15.00. До Мо-И-Рана 67 км, проехали по тоннелю длиной 8.6 км! Странные ощущения.

Продолжаем двигаться до Феуске. А впереди появился указатель Полярного круга! Заруливаем туда. Очень интересно оформлено место. В отличии от нашей стеллы «Полярный круг», здесь стоит большой сувенирный магазин с рестораном, мраморная вешка, огромная поляна с рукотворными пирамидками, от нее в разные стороны разбегаются тропинки с пирамидками. В следующий раз, надо дома заготовить камушек с нашим флагом и фамилиями. Здесь есть именные пирамидки с флагами, откуда приехали путешественники. Жара страшная, все в шортиках и футболках. За бортом 34°С. Время 20.00, солнце высоко, народу море! Пошли искать тайник, заложенный геокеширами из России. С описанием и фото в руках побежали ориентироваться в тундру, перескакивая через камни. Покружившись, взяли тайник! Все счастливы, взяли сувениры, положили свои ништяки и отписались в дневнике, кто был, что взял и что положил взамен. Сложили каждый экипаж свою пирамидку.

Взяли на память камушки из-под ног, а в сувенирной лавке купили памятные брелоки.

Полетели дальше. Высота 703 м над уровнем моря. Природа изменилась кардинально. Мы в заполярье. Камень и мох, красивые реки и карликовые деревца. Редкие домики вдали, а к ним ровный грейдер. Живут же в такой дали люди! Народу никого, как и машин. Очень редко едет машина навстречу. За нами никого!

Затяжные спуски и подъемы. Красота. Суровый Север. Хочется снять шляпу, если бы она была.

Опять проезжаем мимо фьордов и очень много тоннелей, видимо пока их не построили, то дорога была в разы длиннее. Вдоль всех фьордов живут люди, а ведь это за полярным кругом! Если не поселение, то кемпинг.

На ночевку встали в 22.00, проехали 530 км. Мы молодцы. Съехали с дороги и встали на обочине. Изобретать велосипед не стали, машин все равно ночью нет. Машинами отгородились от дороги и сделали вид, что никого не видим. Никого уже это не смущает.


День десятый. 18.07.


Вскочила как всегда в 7.00, хотя дома обычно встаю в 5 часов, сказывается, видимо усталость и поток впечатлений. Вымыли голову, за полярным кругом, рано утром, поверить сложно, но на улице – жара!

Приняли решение в Абиску и Харстад не заезжать, по времени не получается, оставим на следующий приезд. Про Лафонтенские острова вообще не заикаюсь, а они уже совсем рядом, каких-то 200 км в сторону! 9.25 мы в пути.

Впереди паромы и мосты. В 11.50 заезжаем на паром, народу кроме нас еще пара машин и все. Переправляемся на другой берег очередного фьорда. Уже привычно перемещаемся на пароме. Направляемся на Бьервик, потом на Балсфьорд. Паром плывет час, очень резвенько, радует свободный Wi fi. Все уткнулись в свои гаджеты. Сообщений нападало куча и их хочется прочитать и на все ответить, а еще отправить фотки.

Северное море очень величественное, фьорд, по которому мы плывем, просто огромный. Горы вокруг суровые и холодные. А за бортом по-прежнему +34°С. Заполярье. Нонсенс.

Заскочили по дороге в магазин и купили хлеб с семечками, очень вкусный!

В Балсфьорде зашли в парк с наскальными рисунками, небольшой такой, аккуратненький в масеньком поселочке. Проложена пешеходная тропа и несколько валунов с наскальными рисунками древних людей.

Едем искать ночевку, срулили в поле на берег фьорда, самый его кончик. Рядом со стогами сена разбили лагерь. Ребята на берег положили завернутое в пакет пиво остывать, а через некоторое время оно оказалось на много метров на берегу – отлив. Было бы хуже, если бы был прилив, тогда его было бы не найти. Прилив очень высокий. Повезло.


День одиннадцатый. 19.07.


Семь утра. Все спят, унесла кресло к воде и пью кофе около воды, любуюсь на горы и воду. Дорогу не видно и не слышно. Ночью на дороге был страшный грохот, мне показалось, что перегоняли какую-то тяжелую технику, очень огромную и тяжелую. Утро жаркое, может градусов 23°С или 24°С. Вчера по дороге на воде видели белых лебедей, очень красивое зрелище, жалко, что не успели сфотографировать.

До перехода границы в Россию еще 1100 км. Нам надо ее перейти до 22.07, а по плану еще заехать на Нордкап. Успеваем.

Опять в дороге. Вокруг горы, они удивляют и поражают, восхищают и подавляют своим могуществом. Рядом с ними, чувствуешь себя маленькой букашкой.

Очень интересно наблюдать и за водой во время отливов и приливов. Здесь приливы в 6 и 18 часов соответственно. Нас интересует расписание приливов на Рыбачьем. Расстояние до него - примерно 1500 км.

Вот все и проснулись. Быстрый завтрак, 9.00 все собрано, направляемся в сторону города Альта. Мы в графике, все отыграли, исключив несколько пунктов из намеченного маршрута.

За бортом +28°С. В маленьком городочке, наткнулись на газовую заправку, радует.

Проехали мимо очень красивого фьорда, а на водопады уже не обращаем внимания, их тут просто на каждой горе по нескольку рукавов, один краше другого. С каждого ледника несется поток воды. Мы просто потрясены и очарованы этой страной! Иногда даже хочется заплакать от нереальной красоты, дух захватывает от увиденного.

Приехали в Альту и нашли музей петроглифов, стоит 23 евро с человека. Пошли гулять по открытой площадке. Очень интересно и красиво. Пейзаж уже знаком по Рыбачьему. Природа практически одинаковая, но у нас она еще дикая, а тут окультуренная. Гулять очень приятно и удобно, кругом пешеходные тропинки, мостики, поручни и скамеечки.

На парковке увидели рядом с нами огромный кемпер, просто гигантский! У него даже есть специальные гидравлические опоры для выравнивания уровня пола в машине, если стоять на неровной поверхности. В сторону Нордкапа едет много автодомов и кемперов, едут и мотоциклисты.

Свернули с основной трассы на Нордкап и решили ставить лагерь. Дорога идет вдоль фьорда. С одной стороны горы, с другой вода. За отбойником увидели северных оленей, от восторга я чуть не выпрыгнула из машины. Увидели приличненькое место, решили ставить лагерь.

Выгрузились из машин, ветер. Первый раз ощущаем, что такое северный ветер. По привычке решили натянуть тент, но порывы были такие сильные, что удержать огромный тент и натянуть его мы не смогли. Решили отказаться от борьбы со стихией и поесть под открытым небом. Дождя вроде, как не предвидится. Слева и справа от нас бегут водопадики, шум умиротворяющий, если не свистит ветер. Для готовки ужина уже потребовались загородки от ветра для плиты, которые были приготовлены еще дома. Пока мы их не использовали. Оказалось, очень удобно и необходимо в условии сильного ветра. Очередной день подходит к концу, а вместе с ним и наше пребывание в удивительной стране.


День двенадцатый. 20.07.


Стоим на берегу фьорда, до Нордкапа примерно 100 км. Раннее утро. На другой стороне фьорда, над горой выползает то ли облако, то ли туман. Ползет буквально на глазах, все ближе и ближе. Похож на живой организм. Серое тяжелое небо.

9.20, лагерь собрали, едем на Нордкап. Туман, нет, туманище. Это самая северная точка Европы. В России это маяк на мысе Немецкий, на Рыбачьем.

Опять встретился олень, потом увидели целое стадо! Они очень красивые, рога у них вообще – пушистые!

Впереди видим указатель на тоннель, его длинна 6870 м, он расположен на 212 м ниже уровня моря, а уклон дорожного полотна 9%! Он проложен под морем. Страшно…Свод давит, стены надвигаются.

Всю дорогу туман, где-то он начинает подниматься, а где-то опускается к самой дороге. Из него неожиданно показался городок, он как из мистического фильма, виден только краешек, все остальное скрывает туман.

Забежали в супермаркет, купили хлеба. Хлеб очень дорогой (примерно 300 рублей на батон), намного дороже, чем у нас и очень удивительно то, что, ни в Швеции, ни в Норвегии не попался обычный творог. Есть разные йогурты и кисломолочные продукты, а творога – нет! Только в Финляндии купили очень вкусный, с морошкой.

Проезжая по небольшим поселениям заметили, что магазины не везде, расстояния между населенными пунктами приличные, а магазинов нет. Странно…

Из городка дорога ползет сквозь туман все выше и выше, встречаются велосипедисты. Им надо поставить памятник за самоотверженность. Навьюченные велосипеды тяжело ползут в горы. Но тут из тумана показались спины пеших туристов с рюкзаками за плечами! Мы чуть из машин не попадали. Машине тяжело карабкаться, нам их очень жалко, натуженно ревет двигатель, а тут пешие… В начале пути мы жалели мототуристов, а получается, что мы не все видели. Приехав к посту на Нордкапе, увидели убившую нас картину. Прямо на голом асфальте, без пенок, положив головы на рюкзаки, лежат пешие туристы, передыхают! Через какое-то время мы их встретили на скале, уже ожившие и отдышавшиеся.

Заплатив по 2200 руб. с человека, заезжаем на точку. Мы добрались! Ставим на парковке машины, утепляемся и идем осматривать скалу. Очень холодно и ветрено. Туман не уходит, и мы не можем в полной мере насладиться красотами, но и того, что мы увидели, нам доставило массу удовольствия. Опять попались олени, бродят прямо на скале, решили подойти к ним поближе, но они ускакали прочь. Народу много, со всего света. С российскими номерами за всю поездку мы встретили только две машины и то на паромах. Больше соотечественников мы не встречали, русскую речь не слышали уже очень давно. Только при общении между собой. Надписи во всех странах только на своем языке. Нигде нет дублирования на английский. Очень странно и тяжело. Но гугл нам в помощь. Постепенно смирились с таким положением вещей. При попытке что-то спросить, ловим себя на том, что фразу привычно пытаемся сформулировать по-английски. Хи.

Все осмотрев, решили устроить обед и посреди паркинга раскинули походную кухню. Стало теплее и можно снять теплые куртки. Красота! Горячий супчик и чай! Что еще можно пожелать…Все с завистью на нас косятся.

Отдохнув, в 15.30 уезжаем в сторону основной трассы. Пора искать место для ночевки. В рацию слышим возглас: «Река с песчаными обочинами!». Ха, устали ребята.

Нашли красивый сосняк, с мягким мхом и теплым воздухом, кругом ни души. Ставим лагерь. Времени всего 19.30, а мы уже устроились. Ужин, выпили за прекрасное путешествие, за красивые страны, которые смогли увидеть своими глазами, потрогать Северное море и погладить суровые скалы. А ведь мы все еще за полярным кругом. Сидим в футболках и млеем от тепла.

Спать устроились непривычно рано. Сказывается нагрузка от тяжелой дороги и насыщенных дней. Накопленная усталость. Дух еще боевой. Впереди нас ждет Рыбачий.

Мы ребятам прожужжали все уши об этом удивительном месте, в которое мы влюбились несколько лет назад. Но после увиденных красот, стали немного переживать, что наша красота может померкнуть после увиденного. Это ведь мы колесили по Европе! Тихо переживаем про себя.


День тринадцатый. 21.07.


На сегодня у нас по плану пересечение границы с Россией, неужели мы уже завершаем наше путешествие?

Мы находимся пока на территории Норвегии, все еще заполярье. Планируем въехать в Финляндию, часть дороги пройти по северу этой страны, потом въехать обратно в Норвегию и уже из нее въезжать в Россию.

Почему такими тропами? Просто мы хотим еще на Рыбачий! Но посмотрим, как сложится.

Лагерь собран. Время 9.10. В спокойном ритме, примерно за одинаковое время, все упаковывается и складывается в машины.

До Хессенга (Норвегия), где будет переход в Россию, 304 км. На заправке на градуснике +28°С, набрали воды во все канистры, на всякий случай. На всех заправках для кемперов есть специальные шланги с питьевой водой, очень удобно. На улице жара!

Переезжаем границу в Финляндию, маленький домик и никаких таможенников, сидят, наверное, у себя в каморке.

Север Финляндии – страна озер и болот, очень красиво и напоминает Карелию. Едем и любуемся природой.

В 14.30 пересекли границу обратно в Норвегию. Ну мы и развлекаемся…

Последние километры по Европе, встречаются машины с мурманскими номерами. Подъезжаем к границе с РФ. 15.12 мы еще на Норвежской стороне, стоит очередь из трех машинок, все очень быстро и вежливо, шлепнули печати в паспорт и вот мы в России. Тут-то все и началось.

Таможенникам, видимо, скучно, машин мало, развлекухи нет. Нас досматривали по полной программе, хорошо, что обшивку с дверей не снимали. Меня попросили открыть аптечку и мне пришлось рассказать о всех лекарствах из нее. Видно ведь, что начатые…

Из кунга все вытрясли, их интересовали и камни для печки бани и почему у нас с собой напиленные дрова? А они - тоже для бани. Проверили все ящики, прощупали все рюкзаки. Кошмар просто! Проверили все наши машины. Досада, у нас ничего запрещенного не было, тушенку и ту, съели, осталось по паре банок на машину. На небе тучи, накрапывает дождик, вот так встреча. Наконец-то русская речь и надписи на знакомом языке. Ощущения странно-многозначные… Дороги пока еще с импортной желтой разметкой, но появились обочины (в Скандинавии их практически нет) и привычная тряска от нового асфальта. Отвыкли уже.

Заполярный. Серо. Развалины. Обшарпанность. Сорняк. Мусор. Но все равно, мы дома!

От Печенги повернули на Рыбачий, миновав еще один пост пограничников. Время 20.10. На обочине перед выездом на асфальт встретили караван из пяти запыленных машинок и уставших, замученных водителей, которые курили около своих коней. Мы, радостно высунувшись из своих чистеньких машинок, помахали им лапками. А они на нас посмотрели с хитринкой в глазах. В рацию прозвучал вопрос: «А что, мы тоже такие будем?» Промолчали, сделав вид, что не услышали вопрос. Мы-то знаем, что нас ждет впереди. Европа с ее прекрасными дорогами осталась за задним бампером, а впереди российская действительность.

На первом километре дороги, увидели арку с шариками, судей с корнетами, что-то тут не так…

А вот на встречу едет пыльно-уставший, грязный велосипедист. Потом еще один и еще. Стало понятно, что это соревнования. Весь остаток пути до места стоянки, нам продолжали попадаться эти отчаянные героические люди. Кто еле крутил педали, кто шел рядом с велосипедом, кто как мог… Велосипедисты, следующие на Нордкап по идеальному асфальту – дети, по сравнению с нашими людьми.

Так вот, началась дорога по Рыбачьему. Это грейдер, в нашем, правильном понимании, а не по европейским стандартам. Дождей, видимо долго не было, стоит пылища! Ни одной лужицы или брода. Сушь! А мы пугали ребят бродами…

Мечта вернуться сюда сбылась, мы любуемся невероятно прекрасной природой нашего севера. Прогремев по грейдеру пяток км, остановились на высоком берегу, внизу бежит река, впереди горы…Звучит вопрос с явной надеждой: «Мы уже приехали?» Нет, это только практически начало этого каменистого грейдера. А впереди еще не один десяток километров такой дороги. Загрузились по матрешкам, пылим дальше.

Время 21.00, а тут, как проходной двор. Машины снуют туда-сюда, велосипедисты, пешие туристы с рюкзаками за плечами. Мы в шоке!

30 км мы проехали за 2.5 часа, ехали быстро, как только возможно. Скоро точка, а машины не заканчиваются. Впереди появляется куча палаток и лагерь на берегу губы. Обжили… Притулившись к горе (Муста Тунтури), спрятавшись от ветра, разбили лагерь к 01.10. Ужин. Довольные и счастливые, упали в кресла отдыхать.


День четырнадцатый. 22.07.


5.00. Начался дождь. Лежу в палатке. Может закончится, а то в сырость не хочется вылезать. К 8 часам вроде, как прекратился. Выползаю из палатки. Красота. Тишина. Безмятежность. Кофе… Из палатки появился Сергей. Завтрак. Все остальные спят. Пошли погулять к морю, лелею мысль по добыче камней домой. Они на берегу очень красивые, выход породы поражает красками.

По плану сегодня подъем на Муста Тунтури, отдых и баня!

Ребята просыпаются к 12 часам, вроде, как даже выспались. Ставим баню.

Подъем на перевал. Очень тяжело, но вероятно только для меня, молодежь скачет в подъем, как стадо горных козликов. Виды открываются фантастически красивые! Высоту взяли, примерно 320м. Ветер просто сумасшедший. На краю скалы стоять страшно, сорвет и унесет в пропасть. Спуск обратно оказался тяжел так же, а может и больше, чем подъем. Андрей нашел себе сувенир в виде осколка бомбы, а я перла несколько приглянувшихся камней с вершины. Каждый себе что-то нашел на память.

В горах остается все меньше напоминаний о прошедшей страшной войне. Еще несколько лет назад горы были усыпаны гильзами, осколками гранат, осколками мин и бомб, а в этом году уже практически все выбрано. Скоро останутся чистые горы. А ведь в этих местах шли страшные бои за наши рубежи.

После подъема и бани, сидим за ужином, ведем неторопливую беседу, вспоминая наше прекрасное путешествие. Опускается туман, практически не видно гор, да и тундры рядом. Вдруг из тумана появляется два человека в камуфляже, в шляпах с перьями и вопросом «Вы не белорусы?» Мы чуть не упали. Неее, мы из Подмосковья. В пакете у одного из них, что-то подозрительно зашевелилось. Мы напряглись. Оказалось, что это только что выловленная камбала. Нам предложили взять сколько хочется, они нас угощают. Сначала мы даже не поверили сказанному и предложили денег, на что ребята обиделись. Тогда мы взяли по рыбке, а в качестве благодарности подарили бутылку вина. Все были счастливы. Такой вкусной камбалы я никогда в жизни не пробовала. Вот, что значит только что выловленная рыбка. Вкуснота, пальчики оближешь!


День пятнадцатый. 23.07.


Все отоспались. Сегодня после завтрака едем на п-ов Средний к скалам «Два колдуна». Там заложен геокешинговый тайник, который хотим найти.

Дорога становится все хуже, если не сказать другое. Звучит вопрос: «А дорога то где? Вот это и есть дорога???» Машина скрепит всем, чем только возможно, но упорно везет нас вперед. Добрались, наконец-то, до заветной точки, а там разбит лагерь, стоят машинки из Брянска. Мы пролетаем мимо них, такие нарядные, выпадаем из машин, бежим к колдунам с бумагами и навигацией, мечемся и карабкаемся к подножию одного из колдунов. Тайник наш! Делаем фотки, прыгаем в матрешки, разворачиваемся и уезжаем. Брянские ребята провожают нас удивленными взглядами, что это было??? На выезде из бухты встречаем питерскую машинку и любопытствуем на предмет «не геокеширете ли случайно?» В ответ услышали, что да, за тайником едут…Что уж подумали ребята из Брянска, только им ведомо.

Дорога по-прежнему тяжелая, расход топлива просто сумасшедший, до 50 литров на сотню! А мы еще хотим доехать до маяка и мыса Кекурский, на котором тоже заложен тайник.

У нас в машине уровень топлива приближается к точке невозврата. Допустить этого нельзя. Остальные машинки дизельные, бензин только у нас, газ давно кончился, соответственно, в лагере у нас есть еще только 10 л в канистре и все. Как-то мы прощелкали тот момент, что по Рыбачьему надо иметь обязательно запас топлива! Заправки все очень далеко, а учитывая огромный расход на тяжелой трассе, то надо было все предусмотреть. Да, не подумали мы… Не подумали. Плохо.

Решено перегруппироваться. Показали нашим ребятам точку на карте, а сами решили возвращаться в лагерь. Печально, но, суровая правда жизни. Не в этот раз. Но ведь будет и следующий!!!

Еще решили, пока тряслись в лагерь, что совмещать поездку по Среднему и Рыбачьему никак нельзя, тяжело. Это должно быть два разных дня, чтобы получить удовольствие, все посмотреть и не устать до самых косточек. Ребята вернулись с маяка в 22.25, умученные, но довольные и счастливые. На Кекурский тоже не поехали, оставили на следующую поездку.


День шестнадцатый. 24.07.


Сегодня сборы и путь по направлению к дому. Все основные точки маршрута мы проехали. На Перевал Геологов опять решили не идти, а оставить на еще одну поездку. Бррр. Интересная получается уже будущая поездка, многие точки уже есть в предстоящем маршруте.

Заливаем канистру в бак, но и то не понятно - дотянем ли до Мурманска. Там первая заправка. В 10.00 собрали лагерь и тронулись в путь. Ребята в Мурманске поедут на плановый ТО, а мы решили встать на озере Килпявр (40 км до города) и заночевать там, а на следующий день встретится на выезде из города. Поехали.

В 12.30 выехали к трассе. Остановились. Посмотрели на себя и вот тут-то и вспомнили колонну машин, которая встретилась нам на въезде на грейдер. Мы теперь были такие же пыльно-уставшие, но счастливые! Асфальт! Все оценили и теперь не будут ворчать на мелкие неровности на дороге, ухабы и тряску на покрытии. С дорогами на Рыбачьем не сравнится ни одна дорога!

Вот и озеро. Ребята упылили в Мурманск, а мы, срулив на чудную тропку, выехали на берег прекрасного озера. Быстро и привычно разбили лагерь. Чего его ставить то, 10 минут и все готово. Ужин, тишина, красота. Тепло. Душ, чистая голова, вино, что еще надо для чудесного завершения удивительного путешествия?


День семнадцатый. 25.07.


Ночь была длинная. Гроза, страшно. Мне даже хотелось спрятаться в машине. Так сильно гремело кругом. Но вот, наконец-то, она прошла стороной. Почти восемь, проспала!!! Вскочила, как ошпаренная. Завтрак, лагерь собран. 8.45 мы в машине.

Едем на газовую заправку в Мурманске. Есть билайн и интернет. Счастье-то какое.

В 12.10 на условленной точке встретились с ребятами и поехали в сторону дома. За бортом +30, высота 108м, до Питера 1284 км. Мы еще в заполярье. Дорогу Кола никак не достроят. Будет шикарная трасса, а пока – ремонт.

Время 16.40, а мы никак не доедем до нашей стеллы «Полярный круг». А, вот и она. До Лоухи - 100 км. Вылезли сделать фотографии на нашем полярном круге. И тут уже появилась куча рукотворных пирамидок.

Выехали из заполярья. За бортом +38, а температура дорожного полотна +44!!! Лоухи, время 18.05. Ремонт дороги закончился.

Решили на ночевку встать на Белом море. На указателе повернули на Кемь (ага, как в фильме – Кемска волость!). До нее 38 км. Большая деревня… Движемся вперед, к берегу.


День восемнадцатый. 26.07.


7.00. Теплое яркое утро. Берег Белого моря. Вчера вечером мы проехали Кемь насквозь и поехали вдоль залива по дорожке в поисках съезда к воде. Тропинка становилась все уже и хуже, но мы упорно двигались вперед. Время уже 22.10, но нас по-прежнему спасают белые ночи, можно стоянку искать хоть всю ночь. Разведка доложила, что впереди есть ровная полянка, побежали смотреть. Это оказалась каменная гряда, очень красивая. Единственно, к ней был подъезд через мокрый торфяник и заболоченное русло ручья. Но у нас же 4х4 в двух машинах, можно и повозюкаться. Нашу машину пришлось протащить на галстуке через торфянник, т.к. еще в Норвегии сняли передний кардан и едем в формате 2х4. Получили массу удовольствия. Из-за такой дороги место и было свободное от палаток и туристов. До этого весь берег был утыкан палатками и машинами. Как оказалось, напротив этого места находится Соловецкий монастырь и сюда съезжаются паломники со всех сторон, чтобы на катерах добраться по воде до него (60 км водой).

Танцы с бубнами прошли на ура, и мы перебрались на гряду. Вид потрясающий. Но тут перед нашими носами появилась еще одна протоптанная колея, пробежав по ней, попали прямо на берег моря. Едем через камни.

Место стоянки получилось просто волшебное. Во время отлива появились огромные валуны, впереди острова. Вид прекрасный. Спать улеглись уже сегодня, после 01.10.

Утром кофе пила на выдающейся в море скале на невысоком приливе. Просто кайф. Лагерь привычными движениями собрали моментально, на обратном пути на раскопанной нами же колее посидели мы и Сова. Все счастливо заляпанные. Заскочили в сувенирную лавку, а тут продают товары из Финляндии. Посмеялись.

Время 11.20, заправили машинки в Кеми и двинулись дальше. Наше путешествие подходит к концу.

Решили заскочить на Кивач (это ритуал). Если останется время, то заехать в д. Кондопога в Успенскую церковь, входящую в заповедник Кижи.

К 18.20 добрались до Кивача. Умиротворяющее место. Боялась, что будет много туристов, но это оказалось не так. Почти никого. Целый час погуляли, посидели, полюбовались. Сколько раз приезжаем, но никогда глаз не устает от такой красоты.

Время 22.10, +20. Ищем стоянку. В Кондопогу решили не ехать, много времени. Заночевали за заправкой на Коле. Раскинули палатку, устроились спать. Последняя ночь в дороге.


День девятнадцатый. 27.07.


Подъем в 6.30. Кофе, сборы и дорога домой, до боли знакомая, каждая выбоина и поворот пройдены ни один раз. В Сясьстрое газовая заправка с 8 до 20, а не круглосуточно, как раньше.

Прибыли домой в 20.25, за плечами 7850 км.

p.s. Через несколько дней Успенская церковь сгорела до тла после посещения группы туристов в 9.15 утра. Пожарные приехали через 8 минут, но спасти уникальное деревянное строение было уже невозможно. Жаль утерянную красавицу.

Для участников экспедиции размещены файлы для скачивания.

   1. Описание экспедиции
   2. Достопримечательности
   3. Маршрут и топливо
   4. Продукты
   5. Координаты основных достопримечательностей
   6. Путевые точки - достопримечательности для программы Maps.me - *.kmz
   7. Вопросы к обсуждению на встрече
   8. Путевые точки - маршрут для программы Maps.me - *.kmz
   9. Документы для посольства Финляндии


Готовясь в экспедицию, в очередной раз задумались о логотипе экспедиции. Символом, как Русского Севера, так и всей Скандинавии является рогатое парнокопытное.

_______________________

Copyright 2016 Sintodo.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru