Заповедная Карелия


Автор статьи: Васильева Карина
Редактор-корректор: Васильев Сергей.

Маршрут: Королев – Шлиссельбург – о.Кильпола – Лахденпохья – Питкяранта – Суоярви – Гимолы – Суккозеро – Ахвенламби – Шалговаара – Волдозеро – Медвежьегорск – Пудож – Каргополь – Вельск – Королев

.

Участники: 1 экипаж

.

Dodge RAM 1500 Васильев Сергей, Васильева Карина, собака Къярра, позывной «Кашалот»




Введение


Цель предстоящей экспедиции заключалась в том, чтобы довольно запутанным маршрутом добраться до Карелии, проехать самыми глухими и заповедными тропами средней Карелии, а потом выбраться к людям. Как всегда, обстоятельства, дороги и погода внесли свои коррективы в наши планы.

Предполагаемый маршрут экспедиции: Королев – Шлиссельбург – о.Кильпола – Лахденпохья – Питкяранта – Суоярви – Гимолы – Суккозеро – Ахвенламби – Шалговаара – Волдозеро – Медвежьегорск – Пудож – Каргополь – Вельск – Королев

Состав экипажа: Сергей, Карина и ротвейлер Къярра. Мягкая игрушка – кот Гоша – спутник почти всех фотографий со штурманского места.


День 1-ый. Королев – р.Мга (Ленобласть)


Выехали в 6 утра из Королева, на МКАДе попали под крупный град. Перед Химками закончился дождь и встали на Ленинградку. Привычный и стандартный маршрут через Тверь, объездная Вышнего Волочка, Валдай, Новгород. С трассы Москва-Питер свернули в Любавино, что под Тосно и ушли направо.

Пора было искать место стоянки. Карта подсказала интересное местечко на берегу Мги, между деревушками. Свернули через поле в сторону реки, оставили машину и отправились на разведку. Ближайший съезд к воде оказался занят местными рыбаками, а на втором подъезде мы и остановились. Место понравилось.

Порожистая река, высокий противоположный берег в лучах заходящего солнца. Раскинули лагерь, поужинали и отправились пить вечерний чай к воде. Легли рано, в сумерках.


День 2-й. Шлиссельбург – Питер – Сортавала


Проснулись, позавтракали, попили кофе на берегу, послушали шум воды и свернули лагерь. Температура воздуха – 11 градусов, поэтому самым комфортным оказалось влезть в зимний камуфляж.

Теперь наш путь лежал в Шлиссельбург. Прошли по восточному берегу Невы и приехали к месту отправки экскурсий в крепость Крепкий орешек. Пришлось подождать 10 часов – времени отправки первого речного трамвайчика. Стоимость билета туда-обратно 250 рублей с человека. Экскурсия по Крепкому Орешку – еще столько же. Собаку не взяли.

К концу осмотра увидели огромную тучу, подходящую с юга на город. Решили, что пора перебираться к оставленной машине и собаке. Стоило выехать из Шлиссельбурга – пошел дождь, сопровождавший нас до Питера, по КАДу и еще около 100 км к северу от города, по нашему маршруту. Последние 10 км по Ленобласти прошли по грейдеру, т.к. асфальт закончился. На границе Карелии начался роскошный асфальт, разметка, широкие обочины – красота.

Наш маршрут лежал на остров Кильпола, согласно описанию в Инете – загадочному даже для уфологов месту, лодочной переправе, если повезет договориться с редкими местными жителями и безлюдному острову со своими загадками.

Действительность вдребезги разбила наши ожидания: неплохой грейдер на съезде с трассы до деревни где мы планировали искать лодочника. Однако дорога вела вперед и оказалось, что на остров отсыпана дамба с дорогой поверху. А дальше мы почувствовали себя как на Черноморском побережье Краснодарского края – любой поворотик в сторону – указатель на кемпинг или гостевой дом, базу отдыха или просто объявление «сдаю комнату». Насчитав больше двух десятков мест пристания путников за 3 км, решили, что с безлюдностью, загадочностью и прочими чудесами мы пролетели. Откровенно сплюнули на обочину и повернули обратно к трассе.

Как впоследствии оказалось – весь берег Ладожского озера – сплошные турбазы, кемпинги, дома отдыха, места платной рыбалки и яхт-клубы. Цивилизация добралась и сюда.

Несмотря на приличную изрезанность береговой линии северной Ладоги, места стоянки на воде мы не нашли. Возможно, сыграло свою роль и то, что на календаре была суббота и весь Питер и Ленобласть (судя по номерам машин) устремились к воде. На ночевку встали в поле, свернув с трассы в противоположную от Ладоги сторону.


День 3-й. Питкяранта – Суоярви – Поросозеро – Гимолы


Лагерь успели свернуть до дождя, выехали в сторону Питкяранты и ушли с трассы на повороте на Суоярви. Через 500 метров от перекрестка асфальт кончился и пошел грейдер. В ближайшие 400 км асфальт нам попадался участками по 10-20 метров и только в населенных пунктах.

Прошли Суоярви и сделали остановку на берегу озера Суоярви. Несмотря на пасмурность и ветер, озеро и прибрежные камни оставляли незабываемое впечатление свой красотой и величием.

В Поросозеро хотели взять геокешерский тайник, но дождь нас отговорил. Обратили внимание на строящуюся церквушку.

Маршрут шел к Гимолам – конечному населенному пункту на пути к горе Воттоваара – месту загадочному и неизвестному. Приведу ссылку на ВИКИ – информация с которой и побудила нас на сюда заехать - Воттоваара

После Гимол было около 10 км грейдера, который перешел обычную лесную дорогу. На пути нас поджидали довольно глубокие лужи и деревянные мостики через протоки между болот.

Поскольку время было уже вечернее – решили встать на стоянку. Нашли отличное место недалеко от дорожки, на высоком берегу небольшого лесного озера. Лагерь ставили под мелкой моросью. Здешние комары оказались далеки от цивилизации и не знали, что на спираль от комаров им положено как-то реагировать – пытались выпить всю кровь и у нас и у собаки. Поэтому после ужина быстренько сыграли отбой и легли спать.


День 4-й. Воттоваара – Поросозеро – Гирвас


К Воттовааре решили идти с юга. Оставили машину и встали на пешеходную тропу. Здесь хочу отвлечься и сказать несколько слов о навигационном софте. Яндекс-карты и Навител здешних дорожек не знали совсем. Очень выручило приложение Maps.me – помимо проходимых для авто дорог, есть даже пешеходные тропинки. Более того, достопримечательности Воттоваары – Пирамида, Бассейн, Кемпинг, Голова Укко, сейды – были обозначены.

Тропинка карабкалась в гору и мы начали подъем. Самая высокая точка горы – 426 м над уровнем моря. Пешеходный маршрут занял около 3 км и шел все время вверх.

В местечке под названием «Кемпинг» на берегу небольшого, но «высокогорного» (370 м над уровнем моря) озера увидели несколько туристических палаток пеших туристов.

Решили, что на осмотр всех интересных мест нас не хватит, оставили часть из них на следующий раз, твердо решив вернуться сюда вновь – красота и суровость природы нас просто потрясла. К сожалению, фотографии просто не могут передать всю красоту и атмосферу здешних мест. А еще ждали чего то мистического, но на практике оказалось просто очень красивый горный массив.

После спуска с горы решили обратить чуть больше внимания на красоту дороги, запечатлев окрестные болота, мостики через протоки и форсируемые броды с твердым, каменисто-песчаным дном.

Стоит отметить, что дорога волне проезжаема для машины с повышенным клиренсом, полный привод не включали ни разу, но масло в переднем мосту пришлось поменять из-за попавшей воды. Глубина бродов не превышала 0,5 метра и это в очень сырой нынешний год.

Дальше следовали уже привычным грейдером через Гимолы и Поросозеро, свернув на указатель до Медвежьегорска.

Дорога вполне живописная.

Сначала решили остановиться на ночевку на берегу какого-нибудь озера. Подходящего места не нашли и, изучив карту, решили встать на реке Суна, недалеко от почти одноименного пункта Уссуна.

Сосновый бор на берегу реки с радостью приютил нас. Поскольку встали на ночевку не поздно, то при свете солнца решили искупаться. Дно хорошее и поплавали с удовольствием.


День 5-й. Уссуна – Кивач – Кондопога – Петрозаводск – Гимрека – Вытегра


Проснувшись, собрали лагерь и двинулись дальше. Проезжая мимо поворота на Кивач, не смогли отказать себе в удовольствии в очередной раз взглянуть на этот замечательный водопад.

Следующим пунктом нашей экспедиции была деревянная церковь в деревне Кондопога. Это самая высокая деревянная церковь Карелии – высота 42 метра. Для сравнения, высота храма в Кижах – 36 метров.

Возвращаться решили по дороге Петрозаводск-Вытегра, через паромную переправу на Свири. Причиной этого стал этнографический музей вепсов, о котором мы много слышали и красивая церковь по соседству. Ну, как, по соседству, 25 км в сторону.

Дорога до Вытегры находится в печальном состоянии. Около 50 км от Петрозаводска можно проехать по асфальту, а дальше грейдер. Средняя скорость – 40-50 км/час.

Паромная переправа впечатлила. Прежде всего, шириной Свири в этом месте.

Расстраивались мы по поводу грейдера до переправы явно зря, т.к. дорога после паромной переправы и километра ровного асфальта стала совсем плохой. Грейдер давно не обслуживали и скорость движения составляла около 10 км/час при сумасшедшей тряске. Лишь за 4 км до Вытегры появился асфальт.

Наш дальнейший маршрут должен был проходить через Пудож, Каргополь, Няндому и Вельск, на Вологду. Наше внимание привлекали каргопольские музеи и природные красоты, о которых мы много слышали и читали. Решили уточнить у всезнающего Интернета состояние дороги Пудож-Каргополь, благо предыдущая дорога заставила напрячься, да и знакомые говорили о сложностях этого участка пути. Отзывы этого года говорили о теоретической проходимости дороги, но предлагали каргопольчанам ездить в Питер через Вологду, хоть это на 600 км дальше. Не двигаться через Каргополь нас окончательно убедили слова о том, что по раскисшей глине этого маршрута с трудом передвигаются лесовозы, а не внявшие советам должны иметь полный привод, высокий клиренс, несколько досок в багаже и, желательно, лебедку. Также запас времени, продуктов и терпения.

Сразу после Вытегры имели удовольствие наблюдать акваторию Волго-Балтийского канала. Красота!

Выбирая место для ночевки, Сергей привередничал и мы проскочили все удобные места на берегу канала. Дальше был ремонт дороги протяженностью в 50 км и отсутствием нормальных съездов. Стемнело. Местность севера Вологодской области для меня отложилась как болотистая, с мрачными темными лесами.

Ночевать остановились у перекрестка каких-то дорог, на парковке придорожной кафешки «Баранка» (аналог «МакДональдса»).


День 6-й. Вологда – Королев


Проснулись рано и двинулись в путь. Утренний туман и всходящее солнце позволило сделать просто потрясающие кадры.

Не доезжая 100 км до Вологды, стали попадаться интересные, с точки зрения ночевки, места. Для себя отметили, что ночевать на трассе Вологда-Вытегра надо или около Вытегры или в радиусе не более 100 км от Вологды. Пройденные до этого 250 км к ночевке на располагают абсолютно – дремучие и болотистые леса.

В районе 9 утра остановились на второй завтрак на краю пшеничного поля.

Проехали Вологду, Ярославль, Переславль и по Ярославке добрались до Королева, в 16 часов завершив свое путешествие.


Подводя итоги...


За 6 дней пройдено: 2730 км, из них чуть более 500 км грейдерами. Поставленные перед экспедицией задачи выполнены на 70% и на следующие поездки выявлены интересные места, где надо обязательно побывать.

Предложения не являются публичной офертой

Copyright 2016 Sintodo.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru