Кратко об экспедиции «В поисках Гипербореи»

Автор статьи: Васильева Карина
Редактор-корректор: Васильев Сергей.

Маршрут: Королев - Петрозаводск - Кемь - Ковдор - Кандалакша - Варзуга - Кондопога - Королев
Участники: 1 экипаж
Suzuki Grand Escudo: Васильев Сергей, Васильева Карина, ротвейлер Джессика, позывной экипажа - «Бегемот»

У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. © Лао-Цзы

За целый год у меня не дошли руки написать подробный отчет о нашем путешествии в прошлом, 2019 году. Поэтому, в преддверии нового предстоящего путешествия, решила, все-таки написать несколько слов о нашей прошлогодней экспедиции.

Как всегда, мы размышляли зимними вечерами, куда бы поехать и посмотреть неизведанные нами места. Мыслей было много, но друзья заикнулись о необычном месте на нашем севере, называемым Ковдор. Место считается колыбелью Гипербореи и мы, естественно, загорелись ее найти, всенепременно. Прочитали все, что только возможно, построили маршрут и двинулись в путь. Сбор шмурдяка занимает у нас теперь минимум времени, т.к. все практически есть и нужно совсем немного до полного сбора в дорогу.

Вот мы и готовы. Собака Джессика Стар ЭНС едет в дальнее путешествие с нами в первый раз, ей нет еще года.

Обычно я делаю каждый день записи о прошедшем дне пути, но, т.к. пошел год, то я, естественно, найти их не могу и пишу примерно, как проходило наше путешествие.

Первый день пути прошли ходом, на ночевку встали уже на мурманской трассе после Сясьстроя, нашли съездку и по карте проехав вглубь поля набрели на полянку (как оказалось это старая заброшенная ферма). Место не «Ах», но для ночевки недалеко от трассы – вполне. Бросили палатку, сварганили ужин и уползли спать. Утром, попив кофе двинулись дальше.

Дорога в сторону Рыбачьего нам прекрасно знакома, поэтому мы пылили достаточно резво. Но, год выдался холодный и дождливый. Нас начал преследовать дождь, который, как потом оказалось, станет нашим неизменным спутником в этом путешествии, но ничто не может испортить нашей неизменной любви к северу. По дороге уже в Карелии решили свернуть к Важеозерскому монастырю, место красивое, но зайти в него нельзя, покрутились и вернулись на трассу.

На очередную ночевку встали на берегу Белого моря под Кемью. Благо белые ночи и ехать можно столько, сколько нужно. Было настолько холодно и мокро, что на берегу не было обычного безумного количества палаток паломников, стремящихся попасть на Соловецкие острова. Мы выбрали место на перешейке и поставили только один шатер. Делая ужин, нагрели, надышали и вместе с собакой, бросив спальники на пенки прямо в шатре улеглись спать. Джесс была страшно заинтригована – хозяева легли на землю и ей можно спать совсем рядом с ними, на одном уровне, было потешно смотреть на ее изумление. Но, тем не менее ее бок грел меня всю ночь, словно печка. Дождь лил всю ночь, стуча по крыше шатра, а ветер пытался его унести вместе с нами. Утром, во время прилива, мы оказались на узенькой кромке суши, кругом море!!! Очень высокий прилив. От шатра полметра и кругом ледяная вода. Очень холодно!!!! Позавтракав, собрав под проливным дождем лагерь, усадив мокрую до шкуры собаку, двинулись к Ковдору. Ждали от встречи с ним много-много интересного и удивительного.

Дорога по-прежнему знакома и уже, почти, родная. Пересекая полярный круг, не могли не щелкнуть, это – традиция, но останавливаться на этом пути не стали, надо переходить дорогу, решили, что на обратном пути выйдем. Мчим дальше.

Повернули с трассы на Ковдор.

Природа красивая, низкий сосняк, песок, сопки. Доехав до города, он оказался маленьким провинциальным городком, о достопримечательностях местные и не слышали, поэтому решили выехать за пределы, найти место для ночлега, а утром самостоятельно попытаться что ни будь найти. Никаких координат на просторах интернета мы не нашли, только пространные описания чего-то там…Проехав вдоль дороги, в леса уходит масса дорожек, свернули на одну из них и у реки встали на стоянку, это уже 30 июля. Ночью проснулась от того, что бок замерз до костей, кости заледенели, волосы дыбом. Спальник мой до -37, но я как ледышка, лежу соображаю, как так, ощупала себя, оказалось, что скатилась с пенки и лежу на вечной мерзлоте, ХОЛОДНО!!! Передвинулась, а на пенке то тепло, почти жарко, согрелась и уснула.

Утро, быстро собрав лагерь поехали на поиски Гипербореи. Места очень красивые, дорожки – грейдер, броды и бродики, разрушенные мосты и видны места, где проходили танковые учения, попытались идти в горы на поиски качающегося камня, но встретили местного, который сказал, что в горах стоят капканы на зверя, а у нас собака, связи нет вообще никакой, вообще!!! Решили не рисковать, троп в горы нет никаких, нет тут туристов, нет. При преодолении бродов, Джесс пыталась бастовать, с видом, что туда не пойду, но выхода нет, все ушли и уехали, надо следом… Покрутившись по красивым местам, решили, что сюда можно будет вернуться, при условии наличия точек или группы, одним, достаточно опасно. Развернулись и поехали в сторону Белого моря. Разочарование, не нашли мы древнюю цивилизацию, не нашли. Холодно. Очень.

Галерея поиск Гипербореи

На уровне Кандалакши ушли вдоль Кандалакшского залива. Остановились у водопада на Колвице, зрелище просто потрясающее, очень красивый и мощный поток!. Увидели ребят, которые сплавлялись по нему. Нам в зимнем кмуфляже холодно, а они мокрые, но страшно довольные. Здорово!!! Бурный и могучий, более полно водный чем Кивач, но с меньшим перепадов или же он более длинный...

Передохнув и насладившись красотой, двинули дальше, путь держим к побережью Белого моря.

После долгого грейдера мы окунулись как будто бы в природу Кавказа. Онемели от восторга. Но горы и долины, огромные реки, озера и небо сказали нам о том, что мы не на юге, а холод за бортом машины убедил нас в этом. За бортом по прежнему +5. Ходим в зимней одежде, очень жалею, что не взяла зимнюю обувь. Холод, но вокруг сказочная красота. Путь держим на побережье Белого моря. А вот и оно! Море прекрасно. Нашли стоянку прямо на берегу, чуть дальше к деревцам миллиарды слоноподобных комаров и мошки, которые не в курсе, что средства от комаров надо бояться, встали на ветру, но и тут их тысячи. Собаку сожрали. Море отличается от чёрного длинными отливами и приливами, каждые 6 часов, отливать может на километр, высота прилив до 1,5 метров. Безумная, дикая красота. Можно смотреть бесконечно и глаз не устанет и не замылится. Но очень, очень холодно. Сполоснув чашки в морской воде, думала, что руки отвалятся, а солнце такое красивое и море и кажется что это теплое море, но….ух, холодно.

Переночевав, отправляемся к деревушке Оленицы. Там обнаружили выход глендолинов, это неизвестный минерал, который образуется в мягкой морской глине, но под воздействием пресной воды. Местные их называли рогалики. Такой минерал нашли только в одном ещё месте в Австралии и у нас тут. Хочу найти! Искать надо по отливу между двух ручьев. И о чудо-обнаружили гнездо глендолинов, я счастлива, только их надо очистить от глины, но это уже дома! Не ожидала то нам так повезёт. В посёлке Умба, который мы проезжали, в сувенирной лавке видела их в продаже и на обратном пути хотела купить, а тут такое везение!

Дальше путь держим на аметистовый берег, почти конец дороги по северу. Дороги кончились давно, едем по грейдеру, связи нет вообще, как и цивилизации. На пути на карте увидели источник святого инока, заехали за водой, комары - лошади чуть не слопали, но очень красиво, дебри из папоротников и стволов сосен.

Аметистовый берег - это самое крупное в Европе месторождение природных аметистов, разрабатываемое с 16 века. Едем смотреть. С 1986 года природный геологический заповедник, добыча не производится. Людей нет, машины, если и встречаются в этой глуши, то номера или наши или Питер. Смешно. По навигации с грейдера зарулили на берег, а там несколько платок. Питер. Встали на мысу Корабль. Добывать аметист тут начали в 16 веке монахи соловецкого монастыря. Поставив лагерь, я помчалась на поиски сокровищ! Такой красоты я не видела ни где!!! Все скалы в гнездах аметистов, топазов и хризолитов, сверкает и переливается на свету, я хотела все съесть, готова была плакать, от прекрасного зрелища. Фотографировала все, но фото не передаёт духа этого места. Отколоть не реально, жалко разрушать такую красоту, но по берегу, по отливу я нашла несколько удивительных камней. Здесь можно стоять месяц и каждый день обнаруживать новую красоту!!!!

Жажду попасть сюда ещё раз. Море необыкновенное, если не знать, что оно ледяное, то хочется купаться. А ведь мы все ещё за полярный кругом, вечная мерзлота под нами. Но время пребывания на берегу закончилось, и мы едем дальше.

Путь наш идёт на Варзугу. Это последнее жилье на берегу моря, дальше дорог нет, 600 лет назад тут обосновались поморы. По жуткому грейдеру добрались до села. Люди! Магазин! Но хлеб, творог по заказу, нам не дали, мы не заказывали, купили булочки. Тут своя пекарня. Удивительная успенская церковь, деревянная, после службы попросила разрешения сделать фото, батюшка разрешил. Ооочень красиво!

В селе московские машины. Хи. Поели и поехали в обратный путь. Впереди 2700км до дома.

На ночёвку остановились на огромном озере Колвицкое, оно как море, штормит, ветрюга, холодна, собака спит с вернувшись в бублик. Озеро великолепно, песок, мелко, сосняк и вечная мерзлота...

Мы вернулись в цивилизацию. Связь — это уже великое благо. Наш Север, это удивительный, прекрасный мир. Всю дорогу (грейдер это и есть дорога) машин мы, практически не встречали, за сотни км ни одного жилья, соответственно и связи. В деревнях ловило только чуть МТС и все.

Вот и полярный круг. Остановка. Тут уже тепло, сняли зимние куртки, почти юг!!!

Далее едем почти до Кондопоги, переночевали на высоком берегу Суны, место нам знакомое, очень приятное.

Вот и подошло наше удивительное и страшно холодное путешествие к завершению.

Предложения не являются публичной офертой